«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г. Регистрационный № 35847 /prikaz-ovz.docx
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" /postanovlenie_glavnogo_gosudarstvennogo_sanitarnog.rtf
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ для инвалидов объекта и представляемых на нём услуг в сфере образования /pasport_dostupnosti-2019.pdf
ПЛАН мероприятий ("дорожная карта") МОУ "Красноозерненская ООШ" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и представляемых на них услуг в сфере образования /_tbkp/plan_meroprijatij-dorozhnaja_karta-dostup-shkola.pdf
РОДИТЕЛЯМ об особенностях и перспективах обучения по ФГОС учащихся с ОВЗ ПРЕЗЕНТАЦИЯ /roditeljam_uchashhikhsja_s_ovz.ppt
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья /_tbkp/1-uslovija_dlja_obuchenija_lic_s_ovz-statja_78.docx
Особые условия для детей с ОВЗ /_tbkp/2-osobye_uslovija_dlja_obuchenija_lic_s_ovz.docx
О специально оборудованных учебных кабинетах и кабинетах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Во время проведения занятий, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный журнал, новостная лента в социальной сети Вконтакте
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
·мультимедийные комплексы (проектор и экран), МФУ, ·интерактивные доски.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание МОУ "Красноозерненская ООШ"
Обеспечение доступа в здание МОУ "Красноозерненская ООШ" инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Информация об учреждении для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется и на табличке школы.
На первом этаже школы оборудована уборная для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
О библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
- библиотека оборудована компьютером с аудиоколонками, мультимедийным проектором.
О специальных условиях питания: "Питание в школе" http://krasnschool.ucoz.com/index/pitanija/0-81
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
«Информационная доступность" http://krasnschool.ucoz.com/index/informacionnaja_bezopasnost/0-77
О специальных условиях охраны здоровья:
В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Имеется медицинский кабинет.
В школе функционирует ППК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед.
о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
Доступ имеется в кабинетах информатики и библиотеке.
О приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ:
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ. Ссылка:http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный институт педагогических измерений. Ссылка: http://www.fipi.ru/
Интерактивные курсы на Учи.ру. Ссылка: https://uchi.ru
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир». Ссылка: https://altairdonso.ru
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников "Проектория". Ссылка: https://proektoria.online
Нормативно-правовые документы